Воспитание ритмического слуха

В музыке высотные взаимоотношения звуков неотделимы от их временной организации и, следовательно развитие интонационного слуха и чувства метроритма должна вестись одновременно. Но, учитывая особенность этих разных сторон музыкального слуха, требуется обоснованная методика для развития каждой стороны отдельно.

Все физиологические процессы и в природе, и в человеческом организме происходит в определенном ритме. Теплов указывает, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. При слушании музыки у человека возниеает потребность (интуитивная) двигаться, дышать в слышанном ритме. Эмоцианальное воздействме ритма на слушателя очень сильно эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности.

В понятии чувства метроритма следует различать несколько сторон:

  1. Ощущения равномерности движения в разных темпах, которое мы условно назовем чувством метра.
  2. Ощущения размера, т.с сочетания чередование ударных и безударных долей.
  3. Осознание и воспроизведение сочетаний звуков различной умительности, т.е ритма, ритмического рисунка.

В развитии чувства метроритма основным является ощущение и воспроизведение равномерности движения в разных темпах. Однако метр художественного произведения не может характеризоваться абсолютной, оризической равномерностью, это равномерность должна подчиняться художественным задачам. Чаще всего равномерность в музыке проявляет себя через незначительные ускорения и замедления, иначе – не является механической. При этом в целом в музыке действует своеобразный закон равновесия всякое ускорение влечет за собой замедления и наоборот.

Размер, т.е. чередование ударных и неударных долей, также неотделим от чувства музыкального метра. На ощущение сильных долей влияют различные спецефические музыкальные факторы, как-то: смена рисунок мелодии, изменение громкости, фактура, вступление новых голосов и.т.д. Сама природа чувства метра требует его закрепления в тех или других двигательных процессах. При игре на инструменте этому способствует моторный процесс исполнения. В сольфеджио следует использовать ходьбу, хлопки,дирижирование, танец и другие движения.

Очень важно использовать в работе разные темпы упражнений. Чрезвычайно важно умение почувствовать создать и удержать разные темпы.

Слуховое осознание размера в своей основе имеет простую двух и трехдольность, воспринимаемую непосредственно при слушании музыки. Сложные размеры , осознаются лишь в связи с другими выразительными средствами музыкального материала, прежде всего формой, гармонией, методическим рисунком, фактурой. Переменные размеры легче воспринимаютсяв связи со словным текстом или с особенностями самой мелодии.

Работая над воспитанием чувства размера необходимо опираться на понимание выразительных особенностей того или другого произведения и добиваться того, чтобы при исполнении музыкального примера эти особенности были почувствованы и переданы.

Размер как числовое выражение метроритмической структуры примера должен быть понятно не только армифметический, но и в своем выразительности значении. Например при исполнении музыки в размерах , выразительные особенности каждого из них должны быть подчеркнуты различными средствами; в первом каждая доля четкая, полновесная; во втором слегка акцентируется первая доля две другие исполняются более легко.

Следует добиваться такого исполнения этого размера, чтобы чувствовалось движение от одной сильной доли до другой чтобы относительно сильная доля не была бы подменена сильной.

Существующая за рубежом система определенных, закрепленных за каждой длительностью очень помогают изучению и освоению разных ритмических групп.

Работая над развитием чувства ритма нельзя забывать, что прежде всего надо накопить слуховые впечатления. Поэтому каждая ритмическая фигура сперва должна быть освоена на слух, а затем уже проработана в нотописании и арифметически осмыслена. Отметили главные ритмические фигуры и порядок их освоения.

  1. Четкая дробление доли – длительности;
  2. Нота с точкой и слигованные ноты; синокопа через такт.
  3. Нечетное дробление доли;
  4. Разные группы внутри доли;

Понятие дробности доли (четное) необходимо закрепить физическими ощущениями. Так четверти связываются с ровным шагом, восьмые с бегом, четверть с точкой восьмая – с рукрнукпукнпу и.т.д. Здесь можно использовать ходьбу, хлопки в ладоши, постукивания карандашом, словесный текст. Удобно работать над четкостью ритма также при пении со словами.

Нечетное дробление – доли может быть воспринято лишь при очень хорошем чувстве метра. Делая четкие акценты на начале каждой доли следует добиваться ровности в исполнении нечетных дробных длительностей. Это дается на первых порах с большим трудом, т.к не подкрепляется естественной ритмической организованностью. Нельзя прорабатывать триоли вне контекста; и следует непременно доводить до начало следующей доли, помещать между двумя акцентами. Нельзя арифметический обьяснить исполнение надо ощутить, почувствовать различное движение от одной доли до другой в разных голосах.

Группа создается притворения между написанием и исполнением. Правильное исполнение зависит также от техники пения этой ритмической фигуры, от активной артикуляции при произнесение нот.

Таким образом на занятиях по сольфеджио при воспитания чувства метро ритма следует;

  1. Применять и использовать специальные ритмические упражнения без звучания; ритмические движения, отстукивание, хлопки создавая для этой цели шумовые оркестры, используя также сольмизацию – чтение нот в ритме, без пения.
  2. При изучения разных ритмов основываться на эмоцианальной выразительности каждой характерной ритмической фигуры, а не подходить к их определению только логически.
  3. Добиваться строгой метроритности в разных темпах.

 

Тохтахунова Гульмира Талиповна

преподователь кафедры музыки

Жаркентского гуманитарно-технического колледжа